Be SMARTER
или как правильно ставить задачи поколению Y
СЕРГЕЙ ЖУРИХИН / БЛОГ / ZHURIHIN.RU
Y не будет проявлять инициативу и импровизировать, как Х, но он сделает свою работу безупречно, проявит фантазию и нестандартно подойдет к решению – если задача будет поставлена правильно.
В отличие от «иксов» (представителей поколения Х) «игреки» не принимают абстрактные задачи. Если сотруднику-Х можно поставить задачу в общих чертах, то для сотрудника-Y она должна быть четкой, ясной, не вызывать никаких вопросов. Он не будет проявлять инициативу и импровизировать, как Х, но он сделает свою работу безупречно, проявит фантазию и нестандартно подойдет к решению – если задача будет поставлена правильно.
SMART или SMARTER?
Наиболее известной системой постановки целей в бизнесе является модель SMART.
Существует несколько разных трактовок этой концепции, в частности, для работы с сотрудниками-Y может быть использована её адаптированая для специалистов-Y модель (SMARTER):

S - конкретность (Specific)
цель должна быть четко сформулирована и понятна. Поэтому, ставя цель, обязательно получите от исполнителя обратную связь – как именно он понял цель. Может случиться, что задача понимается через призму собственных взглядов и опыта исполнителя и искажается до неузнаваемости. Убедитесь, что исполнитель понял именно тот смысл формулировки цели, который вы вкладывали.

M - измеримость (Measurable)
поставленная цель должна быть измеримой. Лучше всего, если цель будет выражена в конкретных числовых/временных/качественных показателях.

A - достижимость (Achievable)
цель, как и способ ее достижения должны быть реалистичными и доступными. Самая частая ошибка руководителей – поставить задачу и не дать ресурсов на ее выполнение. Если есть цель, то должны быть выделены ресурсы;

R - актуальность (Relevant)
достижение цели должно быть релевантным и приносить действительную пользу компании. Как в указанном выше примере с ребрендингом, который никому, кроме руководителя, не нужен;

Т - ограниченность по времени (Time-bound)
на достижение каждой цели необходимо предусмотреть конкретные временные рамки. Иначе цель так и будет болтаться в «несрочных» делах, теряя приоритет с каждой новой задачей, имеющей конкретный срок выполнения;

E - цель должна вдохновлять (Exciting)
представители поколений Y и Z просто не будут делать то, что их не вдохновляет. Рутина, непонятные задачи, бессмысленная работа или то, что не соответствует ценностям исполнителя и не находит в нем отклика, будут саботированы или сделаны плохо;

R - цель должна быть зафиксирована (Recorded)
записана в таком месте, где исполнитель будет видеть ее каждый день, иначе в том огромном вихре информации, в котором крутится молодой специалист, она просто потеряется и забудется. Цель должна постоянно находиться на «открытой вкладке» - только тогда про нее будут помнить.

Эти пункты означают, что в процессе выполнения задачи и достижения цели и цель, и собственные усилия специалиста могут и должны подвергаться контролю, оценке и переоценке – это позволит строить работу более эффективно.
«игреку» ставить задачу нужно в более подробном виде
Например:
«Иксу» можно поставить задачу в виде: «Нужно подготовить участие компании в выставке и организовать его», «игреку» такую задачу ставить нельзя – он не в состоянии будет даже начать ее выполнение.
Ему ставить задачу нужно в более подробном виде – «В сентябре пройдет выставка; к 15 июня подготовь 3 варианта участия для нашей компании: дешевый, средний и дорогой, с расчетом бюджета тебе поможет бухгалтер. Представь директору эти варианты, он выберет один, по нему до 15 августа будет необходимо все подготовить. С маркетинговой поддержкой тебе помогут в отделе рекламы, с коммуникациям, заказом стенда и промо-материалов – офис-менеджеры, к доставке подключи отдел логистики. Рабочие совещания по ходу подготовки с отчетами о каждом этапе подготовки и корректировками – каждый понедельник. Если выставка пройдет успешно, мы получим новых клиентов и новые инвестиции, поэтому хорошо организовать участие в ней очень важно – от этого зависит прибыль компании».

D.U.M.P для молодых руководителей
Если для исполнителей задачи ставятся по модели SMARTER, то наиболее понятной моделью для молодых
руководителей – представителей Y – является модель DUMP как более простой, но конкретный вариант SMARTER.

D – Doable, достижимая/выполнимая – то есть у исполнителя не должно возникать даже мысли «смогу ли я»;
U – Understandable, понятная. Y не сможет (и не станет) качественно выполнять задачу, смысл которой ему мало понятен;
М – manageable, управляемая, то есть исполнитель должен иметь возможность влиять на ход выполнения задачи, а не быть сторонним наблюдателем;
B – beneficial, - полезная/выгодная, причем и компании, и самому исполнителю.

То есть, ставя задачи «игрекам», нужно делать это так, чтобы специалист точно знал, что именно ему нужно делать, как он должен это делать, в какой срок и какие критерии оценки будут использованы, а также, зачем ему это нужно.

Если задача будет звучать как лозунг - руководитель «игрек» не будет знать, за что браться и с чего начинать.
Например:
Перед руководителем отдела по работе с клиентами стоит задача: повысить прибыль с постоянных клиентов за счет продажи им дополнительных услуг. Если задача будет звучать как «Необходимо продать дополнительные услуги постоянным клиентам» - «игрек» не будет знать, за что браться и с чего начинать. А вот как задачу можно поставить, чтобы она была выполнена безупречно:

1) Задача – увеличить за два месяца на 15% прибыль с постоянных клиентов за счет продажи дополнительных услуг.
2) Постоянные клиенты лояльны к компании и постоянно приносят ей доход, они готовы покупать основной продукт. Смысл задачи в том, чтобы убедить их в преимуществах дополнительных сервисов и убедить их воспользоваться этими сервисами.
3) По каждому клиенту нужно подготовить выкладку расходов (подключить бухгалтерию) и сформировать предложение по дополнительным услугам, лучше 2 варианта (подороже и подешевле). Произвести обзвон клиентов по заранее составленному скрипту (подключить линейных менеджеров) и в зависимости от обратной связи клиента предложить ему тот или иной вариант. Результаты обзвона менеджеры пусть подают в электронной таблице, ее потом нужно будет свести в один общий отчет.
4) Это позволит без разработки новых клиентов повысить прибыль компании. Руководитель клиентского отдела и самые эффективные менеджеры получат премии.

В этом случае руководитель и менеджеры проведут большую аналитическую работу, разработают предложение для каждого клиента и смогут его обосновать. Высока вероятность, что клиенты заинтересуются предложением и купят дополнительные услуги, и компания получит прибыль (а «игрек» - премию).

25 июня 2017 г
|
Архив записей