Life-Long Learning в VUCA мире
или
почему это важно для компаний

СЕРГЕЙ ЖУРИХИН / БЛОГ / ZHURIHIN.RU
До конца XX века мы жили в мире SPOD:
устойчивом (steady), предсказуемом (predictable), простом (ordinary) и определенном (definite). Современный мир, пришедший ему на смену, получил название VUCA.
Нестабильный, Неопределенный, Сложный и Неоднозначный
(volatility, uncertainty, complexity & ambiguity).
Что это значит?
1
Высокая скорость появления новой информации и устаревания имеющейся. 90% всей имеющейся в мире информации появилось в последние 2 года!
А это значит, что мир и его контент, существовавший 2-3 года назад, уже устарел: устарели его нормы, идеи, знания.
2
Растет продолжительность жизни человека.
Ученые прогнозируют, что дети, родившиеся в 2007 году в США, Канаде, Франции и Италии, будут жить в среднем 104 года.
3
Развитие информационных технологий, биотехнологий и систем связи идет семимильными шагами.
Стоимость хранения 1 Гб информации стала дешевле, чем в 1980, в 1 млрд. раз, в 100 тыс. раз подешевела стоимость секвенирования генома 1 человека, а ¾ населения планеты обеспечены мобильной связью (причем доступ к чистой воде имеет намного меньше людей).
4
Постоянно появляются новые профессии и быстро становятся востребованными и высокооплачиваемыми, тогда как другие – устаревают и либо вовсе отмирают, либо передаются в функционал роботов.

Мир VUCA - это мир 4 промышленной революции, и чтобы выжить в этом мире, нужно быть быстрым, динамичным, способным постоянно меняться, адаптироваться, подстраиваться под требования этого мира.
Чтобы соответствовать этим требованиям, людям, которые хотят преуспеть в новом мире, придется постоянно учиться. Эта концепция получила название life-long learning – обучение, продолжающееся всю жизнь.
Учиться, учиться и учиться.
Концепция «обучения длиною в жизнь» приходит на смену традиционной образовательной модели, согласно которой специалист получает одно высшее образование до 25 лет, а потом просто совершенствует свой опыт.
В соответствии с новой концепцией можно говорить о трех пиках обучения – 16-25 лет, 30-55 лет и после 55 лет.

Зачем это нужно?
Для того чтобы адаптироваться к новым требованиям мира.
Современный человек в течение жизни в среднем меняет 8 видов деятельности.
Люди переходят из одной сферы, индустрии в другую, осваивают совершенно новые для себя профессии.
Это позволяет им быть «своими» мире VUCA. Но чтобы быть такими гибкими и мобильными, людям необходимо учиться всю жизнь. Информация устаревает настолько быстро, что то, чему учился человек 5-10 лет назад, сегодня уже не актуально. Человек, который не способен меняться, будет выброшен на обочину современной жизни – даже высоко квалифицированные специалисты, не продолжающие свое непрерывное обучение, через 5-10 лет перестанут быть востребованы. Это же относится и к компаниям.
Поколение Y в VUCA-мире
При всей своей противоречивости именно представители поколения Y приспособлены к жизни в новых условиях лучше всех. Концепция life-long learning близка им по целому ряду причин:

ОНИ быстро теряют интерес к текущей профессии и даже сфере работы и быстро зажигаются новыми идеями;

ОНИ готовы учиться – все время, всегда, лишь бы это было интересно (и не очень сложно);

ОНИ динамичны – не держатся ни за должность, ни за профессию, ни за место жительства, поэтому легко принимают перемены и органично в них входят.
VUCA – это вызов, но есть и ответ на этот вызов – тоже VUCA:
Vision (видение) – обеспечивается через постоянную коммуникацию с другими людьми, командную деятельность. Один в поле не воин сегодня.

Understanding (понимание) – мало видеть ситуацию и обсуждать ее, нужно понимать ее, а для этого необходим открытый и чистый разум.

Clarity (ясность) – чтобы разум был чистым, все должно быть ясным и понятным, упрощенным до предела, разложенным по полочкам, систематизированным.

Agility (прыть) – в VUCA-мире нужно быстро думать, быстро принимать решения и быстро действовать. Только так.
Если не действовать в VUCA-концепции и не применять life-long learning, можно остаться в зале ожидания на вокзале, когда все уже давно улетели вперед на современном сверхзвуковом лайнере. Постоянно учиться, менять профессию, меняться внутри профессии – вот чего требует новая реальность.
Рекрутер не сможет выполнять свою работу, если не овладеет умением поиска кандидатов при помощи социальных сетей. Продавец не продаст, если не научится новым стандартам общения и не будет их совершенствовать и искать новые и новые подходы к своему покупателю каждый день.
Наверх поднимется только тот, кто готов меняться, учиться, развиваться.
Все остальные для бизнеса становятся балластом, от которого нужно избавляться как можно быстрее.
Корпоративный life-long learning?
Девизом VUCA-мира могла бы стать фраза «Меняйся или умри».
Это относится и к индивидуумам, и к компаниям. Компании тоже должны меняться – учиться, развиваться, остро реагировать на перемены и приспосабливаться к ним. Если проигнорировать это требование – компанию ждет провал. В основе конкуренции сегодня – не маркетинговые преимущества и не преимущества продукта, а гибкость и динамичность компаний. Если не развиваться и не развивать свой персонал – компания не успеет за конкурентами.

Еще пару лет назад про блокчейн не знал никто. И уж тем более выпускники даже самых престижных экономических вузов не изучали его на специальности «финансы и кредит». Сегодня о блокчейне не говорит только ленивый, и подразумевается, что работники банков должны легко разбираться в премудростях формирования криптовалют. Всего лишь около 10 лет назад менеджеры и руководители проектов не знали (в большинстве своем) о SCRUM или AGILE, а сегодня это является обязательным в ряде отраслей, смежных с IT. Еще пару лет назад нейронные сети воспринимались нами, как бессмысленное развлечение, а сегодня они научились писать романы и новости, сочинять музыку и рисовать картины, и стали угрозой для целого пласта специалистов, всерьез намереваясь заменить их в их профессиях.

Почему провалились компании Kodak и Polaroid? Эти компании занимали лидерские позиции в своей нише, но оказались не готовы к переменам. Они не успели сделать ставку на цифровые технологии, и их вытеснили с рынка более динамичные конкуренты.

Почему концерн Basf из одного из лидеров рынка носителей информации превратился в рядовую компанию? Компания не захотела меняться, вводить новые виды продукции в ответ на требования времени, и потеряла лидерские позиции, а затем и вовсе ушла с рынка.

Почему компания Vertu, которая производила телефоны для самых богатых, закрыла производство? Потому что компания сделала ставку на внешний шик, забыв о том, что в век IT телефон – это полнофункциональный компьютер. И нишу дорогих, но малофункциональных телефонов Vertu заняли дорогие, функциональные (и модные) айфоны.

А вот другой пример. Компания, производящая БАДы и косметику и реализующая их посредством сетевого маркетинга, в течение долгих лет пыталась продвигаться с помощью традиционных средств (например, сделав лицом одного из своих продуктов известного путешественника), и оставалась безвестной. А затем она отбросила все свои правила и поменяла маркетинговую стратегию, переориентировавшись на новую целевую аудиторию, повернулась лицом непосредственно к представителям Y и сделала ставку на их тягу к свободе, легкой и красивой жизни, внешним атрибутам успеха, и абсолютное нежелание для достижения этого работать в привычном для миллениалов понимании. И сейчас компания находится на волне успеха, а ее концепцию пытаются копировать сотни других.

В чем разница между провалившимися компаниями и теми, которые на волне перемен добились успеха? В интеллектуальной открытости и динамичности руководства. Те, кто держатся за старое, оказываются за бортом. Те, кто готовы меняться и готовы для этого получать новые знания – становятся победителями.

Меняйся или умри?
Что значит «готовность меняться» в разрезе персонала и организации?

Для персонала готовность меняться – это готовность постоянно приобретать новые знания и навыки, получать новую информацию и работать в новых форматах. Осваивать инструменты для удаленной работы – CRM, мессенджеры, приложения удаленного доступа, почтовые клиенты, средства совместной работы над документами и т.д. Быть мобильными. Оставаться на связи 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, и при необходимости проверить почту, решить какой-либо вопрос. И все врем учиться – посещать семинары и вебинары, читать книги и статьи, ходить на лекции и использовать интерактивные средства обучения.

Для компании готовность меняться значит, во-первых, внимательно следить за трендами рынка и улавливать изменения его требований, во-вторых, постоянно оценивать соответствие потенциала компании требованиям времени, а в-третьих – готовность оперативно (это важно!) отзываться на требования времени и рынка изменением продуктовой линейки, бренда, позиционирования компании. А также – внедрять новые современные инструменты для совершенствования бизнес-процессов, совершенствовать стратегию управления, оптимизировать издержки и следовать трендам корпоративно культуры.

Модернизировали систему управления проектами – повысили продуктивность работы проектной группы. Поменяли систему маркетинга и переориентировались на другую целевую аудиторию – вышли в лидеры рынка. Изменили продуктовую линейку, отказавшись от устаревшей продукции в пользу инновационных разработок – получили прибыль. Остались неизменными – устарели, вышли из моды, стали никому не нужны, разорились. Ушли в забвение.
«Меняйся или умри» - новая правда жизни в VUCA-мире. Чтобы меняться, необходимо постоянно обучаться – это и является сутью подхода life-long learning. Чтобы не оказаться на обочине жизни, нужно учиться, чтобы не отстать от всех остальных, нужно быть быстрым, динамичным и постоянно развиваться.
30 июля 2017 г.
|
Архив записей