Наиболее известной системой постановки целей в бизнесе является модель SMART.
Существует несколько разных трактовок этой концепции, в частности, для работы с сотрудниками-Y может быть использована её адаптированая для специалистов-Y модель (SMARTER):
S - конкретность (Specific)
цель должна быть четко сформулирована и понятна. Поэтому, ставя цель, обязательно получите от исполнителя обратную связь – как именно он понял цель. Может случиться, что задача понимается через призму собственных взглядов и опыта исполнителя и искажается до неузнаваемости. Убедитесь, что исполнитель понял именно тот смысл формулировки цели, который вы вкладывали.
M - измеримость (Measurable)
поставленная цель должна быть измеримой. Лучше всего, если цель будет выражена в конкретных числовых/временных/качественных показателях.
A - достижимость (Achievable)
цель, как и способ ее достижения должны быть реалистичными и доступными. Самая частая ошибка руководителей – поставить задачу и не дать ресурсов на ее выполнение. Если есть цель, то должны быть выделены ресурсы;
R - актуальность (Relevant)
достижение цели должно быть релевантным и приносить действительную пользу компании. Как в указанном выше примере с ребрендингом, который никому, кроме руководителя, не нужен;
Т - ограниченность по времени (Time-bound)
на достижение каждой цели необходимо предусмотреть конкретные временные рамки. Иначе цель так и будет болтаться в «несрочных» делах, теряя приоритет с каждой новой задачей, имеющей конкретный срок выполнения;
E - цель должна вдохновлять (Exciting)
представители поколений Y и Z просто не будут делать то, что их не вдохновляет. Рутина, непонятные задачи, бессмысленная работа или то, что не соответствует ценностям исполнителя и не находит в нем отклика, будут саботированы или сделаны плохо;
R - цель должна быть зафиксирована (Recorded)
записана в таком месте, где исполнитель будет видеть ее каждый день, иначе в том огромном вихре информации, в котором крутится молодой специалист, она просто потеряется и забудется. Цель должна постоянно находиться на «открытой вкладке» - только тогда про нее будут помнить.
Эти пункты означают, что в процессе выполнения задачи и достижения цели и цель, и собственные усилия специалиста могут и должны подвергаться контролю, оценке и переоценке – это позволит строить работу более эффективно.