1. Постоянное нытье, жалобы и сплетни
Не в момент, когда жизненно необходимо выпустить пар, а буквально всегда. Токсичных людей раздражает любая мелочь, они всё видят в негативном свете и стараются это выплеснуть на вас. На любого, кто готов это впитать в себя.
Что делать сотруднику: блокировать жалобы, переключаться на рабочие задачи, прямо заявлять о нежелании обсуждать неприятные темы. Одним словом – отстаивать свои границы.
Что делать организации: внести в корпоративные правила тезис о том, что в рабочее время и на рабочем месте сотрудники должны обсуждать темы, касающиеся рабочего процесса. Кроме того, нужно по мере сил создавать позитивную среду, в которой жалобы принято переводить в конструктив.
2. Скидывание ответственности
Токсичным людям свойственно убегать от ответственности и подставлять окружающих. Такие люди крайне редко признают свои ошибки. Не спешите понять и простить токсичных людей – это бессмысленно.
Что делать сотруднику: возвращать ответственность, защищать свои границы, отстаивать свои права. Прямо говорить, когда что-то не нравится. Фиксировать договоренности письменно.
Что делать организации: создавать регламенты и знакомить с ними под роспись всех сотрудников, включая тех, кто склонен к перекладыванию ответственности. Поощрять желание сотрудников фиксировать договоренности письменно.
3. Психологическое насилие
Пример из рабочей практики: "Я работала в государственной организации, и у нас среди сотрудников ходила шутка о начальнице. Так как она обычно выбирала жертву по принципу «на кого давно не наезжала», работники собирались и обсуждали – «Кто давно не был в опале?». Если кто-то был недавно – значит, можно чувствовать себя в безопасности 2-3 месяца. Если это было полгода-год назад – жди беды."
Что делать сотруднику: сохранять адекватность и объективную картину происходящего, не сомневаться в своей правоте. Также важно находить поддержку среди коллег и своих близких.
Что делать организации: вовремя реагировать на газлайтинг и давать своевременную и адекватную обратную связь как токсичному сотруднику, так и его жертве. Четко заявлять о том, что подобное поведение неприемлемо.
4. Критика
Если вы заметили, что руководитель среднего звена постоянно критикует вашу деятельность или деятельность окружающих, если похвалы и одобрения от него не дождешься – скорее всего, перед вами также токсичный человек.
Что делать сотруднику: стараться не принимать критику на свой счет. Не путать критику и желание развития. Если руководитель предлагает вам более оптимальное решение проблемы – скорее всего, он действительно хочет вам помочь. Если критикует, но ничего не предлагает – это признак самоутверждения.
Что делать организации: создавать среду, в которой критика без конструктивных предложений невозможна. Объективно разбираться с текущей ситуацией, если случай эскалирован.
5. Конфликтность и неадекватность эмоциональных реакций
Здесь очень важно помнить, что конфликты бывают конструктивными, а неадекватные реакции могут проявляться у человека, который давно не был в отпуске, выгорел или перегружен. В этом пункте имеются в виду люди, вокруг которых всегда конфликт. От таких практически любой коллега, который так или иначе соприкасается с ними, скажет: «Он/она конфликтный / неадекватный / истеричный». Ну или не скажет, но подумает. В современном информационном пространстве популярно слово «абьюзер», обозначающее насильника, в первую очередь подразумевает психологическое насилие. Все токсичные люди так или иначе являются абьюзерами, так как по сути используют своих жертв в личных интересах.
Что делать сотруднику: минимизировать точки соприкосновения. К сожалению, это единственный способ сохранить свое эмоциональное здоровье. Есть отличный анекдот:
«Диалог на приеме у психолога:
– Как общаться с абьюзером?
– Никак. С вас 10 000 рублей».
К сожалению, это единственно верный совет. С людьми, которые получают удовольствие от конфликта, общаться бессмысленно. Ну если, конечно, у вас нет склонности к мазохизму, такое тоже бывает. Главное, не забудьте придумать стоп-слово!
Что делать организации: зная об особенностях тех или иных сотрудников, переводить коммуникацию в письменную форму. К сожалению, гасить конфликты также не поможет – не получив должной разрядки с этим коллегой, он просто переключится на другого.
Забегая вперед, если при прочтении вы узнали свои черты, поздравляем, вы тот самый душнила, которого ненавидят коллеги и презирают подчиненные.
Стоит помнить, что от работы с таким человеком разлагается дисциплина: токсик-менеджера обсуждают за спиной, сомневаются в его адекватности и стараются избегать простого человеческого общения.
Если вернуться к теме токсичности именно в рабочем коллективе, а также к методам ее профилактики и нейтрализации, то предлагаем отличный инструмент – анонимный «Опрос удовлетворенности», который помогает оценить атмосферу как в коллективе в целом по организации, так и в каждом отдельном подразделении.
Работа под началом (в команде мечты) токсичного горе-руководителя, пусть даже и middle разрушает, как психологическое, так и физическое здоровье его сотрудников.
Постоянный стресс приводит к эмоциональному выгоранию – люди начинают болеть психосоматическими патологиями (нарушения сна, расстройства сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения, двигательного аппарата и т.д.), расстройствами психики (депрессия, тревожность, панические атаки и другие невротические расстройства).